Статьи
- Аденоиды и речевые нарушения у детей.
- Методические разработки. Артикуляционная гимнастика.
- Влияние вредных привычек на формирование речи.
- Игры для развития речевого слуха.
- Игры для развития слухового внимания.
- Игры для развития фонематического слуха.
- Игры с песком.
- Не сюсюкайте!
- Памятка игры для развития фанематического слуха
- Буклет по развитию мелкой моторики
- Памятка родителям
- Продолжение памятка родителям
- Особенности речевого развития ребенка раннего развития
- Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
- КОГДА ПОРА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес»- так называют дошкольное детство. Закладываемое эмоциональное отношение к жизни в это время, людям, и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
- Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевоми коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует быстрому продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем — и на работе.
- По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
- Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
Статические упражнения для языка
- Окошечко. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Динамические упражнения для языка
- Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
- Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
- Барабанщики. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
- Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Запомни и назови»
Цель: развитие объема внимания
- Посмотри на рисунок и запомни как можно больше информации.
- Перечисли, что изображено на рисунке.
Рисунок показывается в течение 30 сек., затем убирается.
«Лабиринты»
Цель: развитие устойчивости внимания.
— помоги герою добраться до определенного места.
«Угадай, кто спрятался в лесу?»
Цель: развитие объема, распределяемости внимания.
— Рассмотри рисунок и назови, кто прячется в лесу9 (в траве, б доме и т.д.)
«Найди отличия»
Цель: развитие объема, устойчивости и переключаемости внимания.
- Внимательно посмотри на эти рисунки и найди отличия одной картинки от другой.
- Посчитай, сколько отличий.
«Найди одинаковые предметы» Два предмета повторяются в ряду непохожих.
«Что изменилось?»
Цель: развитие объема внимания.
Рассмотри обеих кукол и ответь, что появилось у второй куклы9
«Угадай, кого я описала»
Цель: развитие объема, устойчивости внимания.
Педагог описывает внешний вид одного ребенка из группы, остальные угадывают, кто это
«Добавь слово»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку, второй повторяет его слово и называет свою игрушку, третий — повторяет первые два слова и называет свое к т.д.
«Веселые буквы»
Цель: развитие умения переключать и распределять внимание.
- Сосчитай все большие (заглавные буквы), затем все маленькие.
- Сколько было больших букв? Маленьких?
- Какая буква написана неправильно?
«Домашнее — дикое животное», «Съедобное — несъедобное», «Транспорт»
Цель: развитие устойчивости, переключаемое внимания.
- С мячом
- Под шаги: если дети слышат название домашнего животного — идут, если — дикого — садятся.
«Пишущая машинка»
Цель: развитие объема, устойчивости внимания.
Педагог предлагает распечатать слово, фразу. Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой или хлопнуть в ладоши.
«Наседка и цыплята»
Цель: развитие объема внимания и переключаемости.
Сколько раз я стукну клювом (пальцем, карандашом) по столу (в бубен), столько раз вы скажете «Пи — пи» (подпрыгните, выложите кружочки, стукните, как я и т.д.)
«Что забыл художник»
Цель: развитие внимания, воображения.
Рассмотреть детали (кружки, полоски и т.д.) и дорисовать, что придумает.
«Что перепутал художник»
Цель: развитие объема, устойчивости внимания. Рассмотреть картинку и назвать, что неправильно изображено.
«Что пропустил художник?»
Цель: развитие внимания, памяти.
В серии картин пропущен важный момент — что бы ты изобразил?
«Игра в шум»
Начинается со стихотворения «Шум»: Жил-был Шум. Ел Шум: хрум-хрум, Ел суп: хлюп-хлюп. Спал так: храп-храп, Шел Шум: бум-бум! Вопрос: А как он бежал? Прыгал? Шептал? Свистел?