Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и детей — инвалидов в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска на 01.09.2023г.: дети с ОВЗ — 20 человека; дети с инвалидностью — 2 человека
Список ответственных лиц за обеспечение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наговицына Елена Николаевна
Должность: заведующий
Телефон: +7 (8639) 231433
E-mail: korablik1984@mail.ru
Иванова Светлана Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Телефон: +7 (8639) 230234
E-mail: dcpedagogikorablik@mail.ru
Горьковская Анна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Телефон: (88639) 230234
E-mail: dcpedagogikorablik@mail.ru
Морозова Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Телефон: (88639) 230234
E-mail: dcpedagogikorablik@mail.ru
Нормативно — правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Приказ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015г.
- Конвенция о правах инвалидов
- Приказ «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» от 10.06.2019г.
- Федеральный закон от 24.11.1995г. №181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019г. №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации»Доступная среда» на 2011-2020
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12. 2004г. №190-ФЗ
- Федеральный закон от 01.12.2014г. №419 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законадательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.), (с поправками от 30.12.2008г., 5 февраля, 21 июля 2014г.)
Документы образовательной организации по вопросам обеспечения доступности объекта услуг
Паспорт доступности
Информация об оборудованных учебных кабинетах для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
В МБДОУ ДС «Кораблик» г. Волгодонска функционируют оборудованные кабинеты: педагога-психолога-2, учителя-логопеда -2, музыкальный зал, спортивный зал для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Объекты | Количество |
Кабинет педагога-психолога | 2 |
Музыкальный зал | 1 |
Физкультурный зал | 1 |
Спортивная площадка | 3 |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Объект | Количество |
Физкультурный зал | 1 |
Спортивная площадка | 3 |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Обучение и воспитание ребёнка-инвалида осуществляется в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации/абилитации).
Средства обучения и воспитания в ДОУ
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- Объемные пособия (модели, коллекции, приборы и т.п.);
- Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, мнематаблицы)
- Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Информация о специальных условиях здоровья:
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета, изолятора. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующего СанПиН. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СанПиН разрабатывается:
• режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
• составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работниками и специалистами. В МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте МБДОУ имеется адаптированная версия для слабовидящих. Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с нарушениями.
Кабинеты учителей-логопедов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Кабинет педагога-психолога оборудован интерактивной песочницей, воздушно-пузырьковой колонной.
Музыкальный зал — пианино, музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор. Во время проведения занятий для детей инвалидов и обучающихся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов территория детского сада имеет асфальтированное покрытие.
Специальных условий для беспрепятственного доступа в здание инвалидов — колясочников — нет.
На фасаде главного входа расположена кнопка вызова дежурного администратора учреждения с информационным сопровождением (знак и информация о назначении кнопки). Приказом по учреждению назначено ответственное лицо за оказание ситуационной помощи инвалидам и обеспечение работоспособности кнопки.
Информация о специальных условиях питания
Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Детская библиотека находится в помещении группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 1, № 12
Адрес: г.Волгодонск ул.К.Маркса,4
Количество мест: 2
Площадь: 2 м2
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, интерактивному оборудованию и электронным ресурсам не предоставляется. На сайте ДОУ размещена версия для слабовидящих.
«Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов территория детского сада имеет асфальтированное покрытие.
Специальных условий для беспрепятственного доступа в здание инвалидов-колясочников — нет. Для инвалидов по зрению на территории детского сада есть разметка желтого цвета.
На фасаде главного входа расположена кнопка вызова для инвалидов и лиц с ОВЗ. Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Кораблик” г.Волгодонска. Подъемники и другие приспособления отсутствуют.
Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска — не предусмотрено. Питание детей осуществляется в соответствии с действующим СанПиН.
«Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работниками и специалистами.
Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ — нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Адрес: г.Волгодонск ул.К.Маркса,4
Описание: В МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: степ-платформы, гимнастические скамейки, доска ребристая, мешочки с песком, мягкие модули, набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, имеются коврики для индивидуального пользования.
Площадь: 86 м2
Специально технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: В МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Кабинеты учителей-логопедов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.